Описание
Номер билета студент определяет в соответствии с заглавной буквой фамилии.
Номер билета | Первая буква фамилии | Номер билета | Первая буква фамилии |
1 | А, Я | 11 | Й, Ц |
2 | Б, У | 12 | К |
3 | В, Ю | 13 | Л |
4 | Г, Ф | 14 | М |
5 | Д | 15 | Н |
6 | Е, Щ | 16 | О |
7 | Ё, Ш | 17 | П |
8 | Ж, Х | 18 | Р |
9 | З, Э | 19 | С |
10 | И, Ч | 20 | Т |
Оценка «зачтено»: ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода решения задачи подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением терминологией.
Оценка «не зачтено»: ответ на вопрос дан неправильный. Объяснение хода решения задачи дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
Ответы на вопросы/задания в билете оформляются на одной стороне листа белой односторонней бумаги (формата А4) в текстовой редакторе Word шрифт «14 Times New Roman» с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста – по ширине страницы с включенным режимом переноса. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с отступом от начала строки равным 12 мм (первая стандартная позиция табулятора). Объем ответа минимум 1 страница на вопрос/задание. Титульный лист см. Приложение 1.
БИЛЕТ 1
- Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии. Понятие конфликта.
2. Задача «Новшества»
Марина Викторовна, 39 лет, руководитель фирмы, высококвалифицированный специалист. Она требовательна к себе и к другим.
В ее подчинении 11 человек. Каждый имеет свои обязанности. Их работа в основном устраивала руководителя. Но после защиты диссертации и введения некоторых новшеств на фирме повысился интерес клиентов к ней, а также возрос ее рейтинг. Соответственно требования руководителя к качеству работы специалистов коллектива возросли. Но сотрудники коллектива неоднозначно восприняли повышенную требовательность руководителя. И вместо более качественной слаженной работы, повышения своих знаний и квалификационного уровня, они стали доказывать друг другу и руководителю, что один лучше другого. В результате чего стали возникать конфликтные ситуации между сотрудниками. И уровень качества работы членов коллектива стал падать.
- Проанализируйте ситуацию.
- Определите, какие меры необходимо принять руководителю, чтобы снизить до минимума конфликтные противоречия в коллективе.
БИЛЕТ 2
- Структурная модель конфликта.
2. Задача «Уволилась»
Конфликт произошел между директором школы и учителем, в результате которого последний уволился.
Утро. Только что прозвенел звонок на первый урок. Елена Ивановна, учитель химии, поднялась на четвертый этаж и подошла к своему кабинету, где ее ждали ученики 8-го класса. Здесь же стояла и директор школы, которая обратилась к ней со следующими словами: «Почему Вы опаздываете и заставляете учеников Вас ждать?! Вы должны приходить на урок за 15 минут до его начала. После урока зайдите ко мне в кабинет».
Проведя урок, Елена Ивановна зашла в кабинет директора и сказала: «Вы не должны были делать мне замечание в присутствие учеников, этим Вы подрываете мой авторитет».
Директор: «Вы сами его подрываете, опаздывая на урок, и какой этим Вы подаете пример ученикам?!»
Елена Ивановна: «Вы прекрасно знаете, что у меня маленький ребенок и мне надо отвести его в детский сад. Устраиваясь на работу, я просила учесть это и не ставить мне первые уроки. Вы обещали пойти мне навстречу!»
Директор: «Я не могу учитывать интересы каждого, и Ваши семейные дела меня не касаются. Это Ваши личные проблемы. Будьте добры, не опаздывать больше на уроки».
Елена Ивановна: «Раз Вы так рассуждаете, я думаю, что не смогу работать под Вашим руководством. Прошу до конца четверти найти мне замену!»
Директор: «Хорошо, не буду Вас задерживать!»
После этого, доработав до конца четверти, Елена Ивановна уволилась по собственному желанию.
- Проанализируйте ситуацию.
- Кто и в чем допустили просчеты?
- Кто и как мог решить конфликт на основных узловых этапах его развития?
БИЛЕТ 3
- Основные причины и факторы конфликтов. Функциональность конфликта.
2. Задача «В экономическом отделе»
Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. — женщина пенсионного возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.
В отдел не так давно (около года) поступила на работу новая сотрудница — Григорьева Н.Н. — молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста. Она легко вникала в суть дел, все свои производственные обязанности выполняла быстро, четко, аккуратно, энергично. Сотрудники любовались девушкой и говорили о том, что из нее получится прекрасный специалист.
Когда Спиридонова спрашивала в отделе, как работает новенькая, то слышала такие слова: «далеко пойдет», «нестандартно мыслит», «ей может гордиться мать, такая не опозорит», «это жемчужина для коллектива».
Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, но потом, по мере того, как молодая сотрудница быстро овладевала профессией, наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?
Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию, но внутри начались разговоры о том, что молодую сотрудницу «шахиня» выживает. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности, но такого поведения от него в коллективе никто не ожидал.
- Проанализируйте ситуацию.
- Определите, каковы могут быть мотивы конфликтного поведения руководителя.
- Дайте рекомендации по ее разрешению психологу и Григорьевой.
БИЛЕТ 4
- Признаки конфликтной ситуации.
2. Задача «Роковая замена»
Преподаватель лицея Дронов третий раз срывает занятия в группе, мотивируя, то болезнью, то семейными обстоятельствами. То другими весомыми причинами. О том, что не сможет провести плановые занятия, сообщает заведующему учебной частью Орлову поздно ночью или утром по телефону. Орлов в срочном порядке просит другого преподавателя Нечаева срочно заменить Дронов, т.к. в эти часы (якобы, а может так и есть на самом деле) свободен только Нечаев.
Нечаев проводит занятия вместо Дронова по тому предмету, который сам никогда не читал. Он не успевает квалифицированно подготовиться к урокам. Как раз на это занятие с целью проверки качества преподавания пришел директор лицея. Ему не понравился уровень проведения занятия, и он на педсовете во всеуслышание подверг сомнению уровень профессиональной пригодности Нечаева. Нечаев вспылил и подал заявление об увольнении, которое директор подписал.
- Оцените ситуацию.
- Кто и на каком этапе мог бы предотвратить или погасить конфликт?
- Кто и в чем допустил ошибки?
БИЛЕТ 5
- Динамическая модель конфликта. Динамика межгрупповых конфликтов.
2. Задача «Конфликт между специалистами»
За помощью к вам обратилась терапевт детского санатория.
Я работаю терапевтом в учреждении, оказываю помощь молодежи. В индивидуальной работе с детьми у меня всегда очень ясное восприятие. Но мне трудно давать указания воспитателям групп, которые работают с детьми ежедневно, потому что иногда мое восприятие говорит мне, что воспитатели поступают неправильно. Они работают с детьми без учета состояния здоровья детей, которое требует иных слов, иных действий, иных способов организации детских игр и мероприятий.
Я понимаю, что это другие люди, которые заботятся о тех же детях, что и я, но по-иному видят ситуацию развития и социализации ребенка. Это воспитатели, а я терапевт. Я не могу найти слова, чтобы выразить свое восприятие так, чтобы они могли осуществить конкретные, правильные действия, содействующие развитию детей без ущерба здоровью.
Они не понимают меня, оценивают мои слова как притязания на главенствование и управление ими, как ущемление их профессиональной чести. Идут на конфликт и поэтому, зачастую специально (возможно, неосознанно), поступают «с точностью до наоборот». В результате еще больше страдают дети. Получается так, что я сама провоцирую деструктивные действия педагогов по отношению к детям.
- Оцените ситуацию.
- Предложите и обоснуйте версии, как поступить терапевту.
БИЛЕТ 6
- Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность.
2. Задача «Премия»
При распределении премии некоторые члены отдела посчитали, что их незаслуженно обошли, это явилось поводом их жалоб директору предприятия.
Как бы вы отреагировали на эти жалобы в качестве директора?
А. Отвечу жалобщикам примерно так: «Причитающуюся вам премию утверждает и распределяет ваш отдел, я тут ни при чем».
Б. «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим непосредственным руководителем».
В. «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».
Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же пойду в отдел и побеседую с его начальником и другими членами коллектива. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложу начальнику отдела перераспределить премию в следующем месяце.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
БИЛЕТ 7
- Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.
2. Задача «Не в цель»
Вслед за кратким выговором за недостатки в работе вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за ним, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.
В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.
Что уместно предпринять в сложившейся ситуации?
БИЛЕТ 8
- Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.
2. Задача «Не ау»
Ваша подчиненная ценный для учреждения специалист. Но и у нее бывают просчеты в работе отчасти из-за ее самонадеянности, отчасти из-за того что предприятие находится в стадии нового витка развития и постоянно появляются некоторые нововведения, которые требуют от работников повышенного внимания.
Всякий раз, когда вы ведете с ней серьезный разговор, конструктивно критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает ли она критику или нет. Вы расстраиваетесь и злитесь, потому что не знаете, делает ли она правильные выводы из ваших с ней бесед или нет.
Что уместно предпринять, чтобы прояснить и изменить ситуацию?
БИЛЕТ 9
- Прогнозирование конфликта как форма стратегического управления. Способы предупреждения конфликта.
2. Задача «Плакса»
В конце рабочей недели вы даете критический анализ деятельности ваших подчиненных. Когда вы критикуете одну из подчиненных (на общей планерке или индивидуально). Она всегда реагирует очень эмоционально (плачет, кричит и т.п.). Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась.
Как довести до нее свои соображения, чтобы она сделала конструктивные выводы?
БИЛЕТ 10
- Социальные технологии регулирования конфликтов. Посредничество как способ регулирования конфликтов (формы и методы).
2. Задача «Возмутители спокойствия»
Вы старший менеджер. У вас в команде аудиторской компании есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные с позиций реализации профессиональных задач компании действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать искрометные «тусовки» прямо на рабочем месте. Работники компетентные. Возможности их заменить на работе в ближайшем будущем у вас нет. Да это и не поощряется высшим руководством компании. Текучесть кадров карается лишением годовой премии для всего коллектива. Эти работники в целом выполняют поставленные задачи, но отвлекают других работников, вносят некоторую сумятицу. Из-за этого каждый месяц ваша команда едва укладывается в сроки отчетности. Приходится выходить на плановые показатели, как правило, за счет авралов. Это вас напрягает. Вы не знаете, какой интерес объединяет эту неформальную микрогруппу.
Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы команды?
БИЛЕТ 11
- Роль органов власти в регулировании конфликтов. Формы завершения конфликта.
2. Задача «Мистер хам»
Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости.
Какие действия целесообразно предпринять, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?
БИЛЕТ 12
- Политические конфликты: причины, формы, способы регулирования.
2. Задача «Инцидент»
Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного проекта. В присутствии членов коллектива он швырял ручки на пол, кричал, что ему не создают должных условий и обвинял Вас — руководителя в некомпетентности. Сотрудники ощущали себя несколько неловко, но с любопытством поглядывали на Вас, ожидая развязки. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет и показывает дурной пример коллегам.
Как Вы поступите?
БИЛЕТ 13
- Социальная напряженность и социальные конфликты.
2. Задача «Бесчувственный заместитель»
Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Он считает, что обиды, эмоции и чувства надо проявлять вне работы, а на производстве жесткие требования, оскорбления «за дело» надо воспринимать как должное и как информацию к размышлению для исправления ситуации.
Нужно ли воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Если нужно, то как? Что вы предпримете?
БИЛЕТ 14
- Конфликты в организации: типология, специфика. Понятие стиля поведения в конфликте.
2. Задача «Вот так больная!»
Вы начальник отдела. Получили задание от руководителя компании и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.
Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Каким образом завершите данную ситуацию?
БИЛЕТ 15
- Внутриличностные конфликты: специфические черты, способы предупреждения и регулирования.
2. Задача «В неловком положении»
Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.
Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из них?
БИЛЕТ 16
- Способы управления межличностными конфликтами. Понятие межгруппового конфликта: типология, специфика, формы регулирования.
2. Задача «Проблемное наследие»
Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье. В цеху не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда. Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из рабочих на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия.
Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия, пять дней назад назначенного на должность?
БИЛЕТ 17
- Экономические конфликты.
2. Задача «Выбор»
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения.
А. Не оспаривая задания начальника, будете строго придерживаться должностной субординации, предложите подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Б. Все зависит от того, насколько для вас авторитетен начальник.
В. Выразите подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупредите его, что впредь в подобных случаях вы будете отменять задания, порученные ему без согласования с вами.
Г. В интересах дела предложите подчиненному выполнить начатую работу.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
БИЛЕТ 18
- Конфликты в сфере культуры и религии. Этнические конфликты.
2. Задача «Два начальника на одного»
Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.
Выберите предпочтительное решение.
А. В первую очередь начнете выполнять задание того, кого больше уважаете.
Б. Сначала будете выполнять задание на ваш взгляд наиболее важное или наиболее удобное для вас.
В. Сначала выполните задание вышестоящего начальника.
Г. Будете выполнять задание своего непосредственного начальника.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
БИЛЕТ 19
- Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
2. Задача «Выбор конструктивного варианта»
Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы поддержали именно его позицию. Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.
А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные ситуации – это их личное дело.
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций (профсоюза, комиссии по деловым спорам).
В. Прежде всего, лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
БИЛЕТ 20
- Глобальные проблемы современности. Возможные глобальные конфликты и их социальные последствия.
2. Задача «Виновных нет?»
В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак продукции. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо.
Как бы вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для вас вариант решения.
А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.
Б. Заподозренных в проступке, вызову к себе. Круто поговорю с каждым из них (с глазу на глаз), предложу назвать виновного.
В. Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.
Г. После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.