Описание
Номер билета студент определяет в соответствии с заглавной буквой фамилии.
Номер варианта | Первая буква фамилии | Номер варианта | Первая буква фамилии |
1 | А | 16 | О |
2 | Б | 17 | П |
3 | В | 18 | Р |
4 | Г | 19 | С |
5 | Д | 20 | Т |
6 | Е | 21 | У |
7 | Ё | 22 | Ф |
8 | Ж | 23 | Х |
9 | З | 24 | Ц |
10 | И | 25 | Ч |
11 | Й | 26 | Ш |
12 | К | 27 | Щ |
13 | Л | 28 | Э |
14 | М | 29 | Ю |
15 | Н | 30 | Я |
Ответы на вопросы/задания в билете оформляются на одной стороне листа белой односторонней бумаги (формата А4) в текстовой редакторе Word шрифт «14 TimesNewRoman» с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста – по ширине страницы с включенным режимом переноса. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с отступом от начала строки равным 12 мм (первая стандартная позиция табулятора). Объем ответа минимум 1 страница на один вопрос/задание. Титульный лист см. Приложение 1.
БИЛЕТ 1
- Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики.
- Уполномоченным органом субъекта Федерации по государственному заказу проводится открытый конкурс на закупку продукции для собственных нужд. Заявки на конкурс подали поставщики из данного и двух соседних субъектов Федерации. В случае выигрыша поставщика из соседнего региона будет достигну- та экономия средств по данной закупке, но налоги поступят в бюджет соседнего региона и местная администрация недоберет поступления в свой бюджет и не сможет финансировать другие свои нужды. Кроме того, местная администрация заинтересована в сохранении и поддержании рабочих мест в своем регионе. Комиссия принимает решение о размещении заказа у «своего» поставщика. Есть ли здесь конфликт интересов?
- Какие нравственные принципы государственного служащего Вы считаете ведущими? Раскройте их содержание.
БИЛЕТ 2
- Структура и функции морали. Особенности морального и правового регулирования в обществе.
- Руководитель, член партии «Единая Россия», в конце рабочего дня пятницы собирает всех сотрудников и говорит: «Завтра региональное отделение нашей партии проводит митинг. Убедительно прошу всех вас явиться, у нас есть некоторые проблемы с численностью. Все поняли?» После некоторой паузы один из сотрудников робко говорит: «Так, вроде, государственным служащим не рекомендуется участвовать в политических акциях, да и Вы не можете нам это приказывать, завтра выходной». Руководитель отвечает: «Во-первых, служащий, как и всякий гражданин, может являться членом любой партии и участвовать в ее акциях, а, во-вторых, я вас прошу (заметьте, не приказываю!) прийти по доброй воле, как заинтересованных в развитии страны граждан! Есть еще вопросы?» Служащие, молча, расходятся. Вопрос: правильно ли вел себя руководитель?
- Причины игнорирования некоторыми чиновниками нравственных норм и духовных традиций народа.
БИЛЕТ 3
- Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности.
- Часто встречающаяся в служебных отношениях ситуация: вышестоящий руководитель нередко дает поручение работнику через голову его непосредственного начальника. Поэтому подчиненный отказывается выполнять некоторые поручения последнего, ссылаясь на срочное задание вышестоящего. Есть ли здесь нарушение служебной этики? Как следует вести себя начальнику?
- Основные компоненты нейтрализации коррупции.
БИЛЕТ 4
- Содержание и классификация моральных норм.
- В помещении отдела располагаются три сотрудницы, одна из которых разговаривает с посетителем. В это время в помещение заходит заместитель начальника и с порога говорит: «Ну, пойдемте, девочки, поздравим Марию Ивановну, а то до обеда не успеем». Сотрудница, беседующая с посетителем, начинает вставать и тянется за приготовленным букетом цветов. Посетитель возмущенно говорит: «Да вы что! Все внеслужебные дела – во время обеда, а не за счет рабочего времени!» Замначальника, свысока взглянув на него, парирует: «Мы за пять минут уложимся, а потом и с Вами успеют поработать. А во время обеда, как и положено, будем обедать». Однако сотрудница, которая беседовала с посетителем, откладывает букет, вновь садится на место и продолжает беседу. Посетитель успокаивается. Две сотрудницы уходят с заместителем начальника поздравлять коллегу. Инцидент кажется исчерпанным. Вопрос: были ли в описанной ситуации нарушения этики со стороны ее участников?
- Перечислите основные принципы профессиональной этики государственной и муниципальной службы.
БИЛЕТ 5
- Понятие «нравственность», «нравы», их отличие от морали.
- Разговор секретарши по телефону: — Добрый день! — Здравствуйте. — Могу я поговорить с директором департамента? — А кто его спрашивает? — Замдиректора департамента (называет департамент и свою фамилию). — Директор на совещании. Ответьте на вопрос: были ли здесь нарушения служебной этики?
- Назовите принципы служебной этики гражданских муниципальных служащих в Вашем регионе.
БИЛЕТ6
- «Золотое правило» нравственности как единство внутреннего и внешнего в поведении человека.
- Ситуация: дверь кабинета руководителя открывается и показывается один из работников. Между ними происходит следующий диалог: — У меня к Вам важное дело. — А как Вы вошли? Где секретарь? — Я ее не видел, в приемной нет никого. — Мне сейчас некогда, когда подойдет секретарь, она Вам скажет, когда можно прийти. — Но у меня важное и срочное дело! — Послушайте, мои дела поважнее Ваших! Уходите! Посетитель удаляется с обиженным видом. 184 185 Есть ли здесь нарушения служебной этики, и как нужно действовать участникам таких ситуаций?
- В чем заключается содержание понятия «профессионального долга» государственного и муниципального служащего.
БИЛЕТ 7
- «Золотое правило» нравственности как единство внутреннего и внешнего в поведении человека.
- Один из сотрудников говорит руководителю: «Я не хочу работать с Сидоровым. Он лодырь, слишком много думает о себе, а сам жалуется, что ему не помогают. Мне надоело делать за него его работу». Есть ли здесь нарушение этики? Как вести себя руководителю?
- Какие нравственные требования предъявляются к государственным и муниципальным служащим.
БИЛЕТ 8
- Добро и зло как этические категории.
- Руководитель отдела отчитывает подчиненного: «Разве Вы не знаете, что являться на работу без галстука запрещено Кодексом профессиональной этики? Чтобы после обеда галстук был!» Правомерно ли требование руководителя?
- Приведите примеры механизмов противодействия коррупции в органах государственной и муниципальной службы.
БИЛЕТ 9
- Справедливость как категория этики, ее реализация в политической и управленческой деятельности.
- Директор департамента сидит за столом и молча внимательно изучает документ, подготовленный одним из сотрудников, а сотрудник стоит перед ним, переминаясь с ноги на ногу. Томительная тишина. Наконец директор складывает листы документа, поднимает глаза на подчиненного и бесстрастно говорит: «Надо быть идиотом, чтобы разработать такую чушь» и замолкает. Сотрудник вспыхивает, поворачивается и быстро, почти бегом, покидает кабинет руководителя. На следующий день директору звонит председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и говорит: «На Вас поступила жалоба от главного специалиста N, он пишет, что Вы допустили в беседе с ним оскорбительные выражения, препятствующие нормальному общению. У нас заседание комиссии на следующей неделе, я Вас приглашаю, точное время сообщу в понедельник». Как Вы думаете, каким будет результат обсуждения инцидента?
- Парламентская этика и культурно-этический аспект депутатской деятельности.
БИЛЕТ 10
- Совесть, достоинство и честь как этические категории.
- В результате болезни одного из государственных служащих (Петрова) его обязанности были временно переданы одному из коллег. Коллега через день начал рассказывать окружающим о том, что заболевший – недобросовестный работник, документы, с которыми он работал, в беспорядке, и он не сможет замещать его, по крайней мере, быстро войти в курс дел. Ему сочувствуют. Он приходит к руководителю и говорит: «Петров неряха, у него дела в таком беспорядке, что я только через неделю разберусь, что к чему. Как же моя работа»? Что может ответить руководитель?
- Чем отличается управленческая этика от административной этики?
БИЛЕТ 11
- Моральная ответственность: сущность, содержание, особенности.
- Во время совещания руководитель органа власти раздраженно делает замечание постоянно опаздывающему на все мероприятия служащему: «Ну сколько можно опаздывать! Вы нарушаете служебную дисциплину и требования Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих автономного округа! Еще одно опоздание – объявлю Вам выговор!» Служащий, абсолютно не обескураженный замечанием, парирует: «Я служебной дисциплины не нарушал! В Кодексе профессиональной этики нет ничего о небольших опозданиях, а служебные обязанности я выполняю всегда, и делаю это добросовестно. Так что не- чего грозить мне наказанием – не за что наказывать!» Кто прав – руководитель или служащий? Как должен реагировать руководитель на ответ подчиненного?
- Охарактеризуйте уровни профессиональной культуры государственного и муниципального управления.
БИЛЕТ 12
- Общая характеристика моральных принципов.
- Служащий раздраженно говорит посетителю, пришедшему к нему в четвертый раз: «Вы мне уже надоели! В который раз приходите, а документы толком под- готовить не можете! Наймите, в конце концов, юриста, что ли, чтобы помог все правильно подготовить, да и текст грамотно написать, а то диплом о высшем образовании имеете, а пишете – ошибка на ошибке». Обиженный посетитель почти кричит в ответ: «Как Вы со мной разговариваете! Вы помочь должны, а не оскорблять! Я буду на Вас жаловаться в Вашу комиссию по этике!». Служащий отвечает: «Я Вам тогда помогу, когда документы будут в порядке, а сейчас не мешайте мне работать. Идите, жалуйтесь, куда хотите, я свои обязанности знаю и выполняю их добросовестно!». Посетитель собирает разложенные на столе бумаги и уходит. Было ли здесь нарушение этики со стороны государственного служащего? Что ему могут сказать на комиссии по служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов?
- Какое значение имеет знание специфика национальных нравов для сферы государственного управления.
БИЛЕТ 13
- Антикоррупционная культура как составная часть профессиональной этики государственных и муниципальных служащих.
- В отделе работает сотрудница, от которой зависит выдача определенных раз- решительных документов представителям определенных организаций автономного округа. Приходя за документами, заискивающие посетители часто приносят ей то коробку конфет, то бутылку вина, то баночку растворимого кофе. Строго поглядев на посетителя, сотрудница спрашивает: «Это что, взятка?», а затем, после многозначительной паузы, она обращается к обескураженному представителю организации: «Хотя, если это от души, от простых человеческих чувств, отказываться было бы нехорошо. Вы ведь от души дарите»? Обрадованный посетитель рассыпается в уверениях, что он принес этот небольшой подарочек от всей души, так как восхищается сотрудницей как человеком высоких душевных качеств. Гордо оглядев коллег, служащая величественным кивком показывает представителю организации, куда он может поставить принесенное подношение. Какие нарушения в поведении служащей Вы можете назвать?
- В чем заключается особенность моральной регуляции, в чем ее отличие от регулятивного воздействия права на поведение и деятельность людей?
БИЛЕТ 14
- Понятие и виды профессиональной этики.
- На приеме у государственного служащего автономного округа, от которого зависит подготовка и выдача разрешений на определенные действия бизнесменов, посетитель молча, глядя служащему в глаза, достает из портфеля конверт и кладет его на стол. Служащий говорит: «Уберите свой конверт, и я ничего никому не скажу. Если не уберете, оповещу о попытке дать взятку». Посетитель, ухмыляясь, отвечает: «Зря не берете, если бы знали, сколько там – взяли бы. Решайтесь, все равно попытку взятки не докажете, мы одни». Как следует действовать служащему?
- Как соотносятся понятия «мораль» и «право»; «мораль» и «нравы»?
БИЛЕТ 15
- Соотношение прикладной и профессиональной этик.
- Руководитель отдела увидев, что в рабочее время его подчиненный курит по- одаль от крыльца рабочего помещения, говорит: «Кодекс профессиональной этики запрещает курить в рабочее время! Еще раз увижу – обращусь в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих!» Правомерно ли замечание руководителя? Вправе ли он обратиться в комиссию на основании описанного факта?
- Что характеризует коррупцию как социальную и этическую проблему?
БИЛЕТ 16
- Политическая этика.
- Сидя на лавочке в парке, Вы слышите разговор двух пожилых женщин. Одна из них говорит: «Как телевизор не посмотришь, наши чиновники и депутаты все что-нибудь нарушают: то на людей на машине наедут, то хамят людям и обманывают их, то взятки берут, то воруют государственные деньги. Разве их некому наказать?». Вторая отвечает: «Ну, законы есть. Есть еще и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих». «Эти комиссии должны день и ночь заседать и увольнять всех сразу», – замечает первая, на что вторая собеседница отвечает: «Ну немного подождем, думаю, все эти комиссии объединятся и станут быстро разбираться и увольнять всех нечестных». Так ли это?
- В чем заключается общественная опасность коррупции?
БИЛЕТ 17
- Парламентская этика.
- Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность. Есть ли здесь конфликт интересов?
- На чем должна основываться антикоррупционная политика государства?
БИЛЕТ 18
- Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы.
- Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства. Есть ли здесь конфликт интересов, и как следует вести себя государственному служащему?
- Почему сегодня необходимо ориентироваться на нравственные и духовные методы управления, а не на административные методы управления?
БИЛЕТ 19
- Этика структуры и этика нейтралитета.
- Частная компания, имеющая деловые контакты с определенным государственным органом, предложила служащему этого госоргана, обладающему влиянием на процесс принятия решений, билеты на концерт приехавшего в город всемирно известного исполнителя, купить которые перед приездом артиста было невозможно. Государственный служащий принял предложение и присутствовал на концерте вместе с представителями компании, однако оплатил билеты из своих личных средств. Есть ли в описанной ситуации нарушения этики или конфликт интересов?
- Каким образом соотносится нравственная культура и профессионализм государственного и муниципального служащего?
БИЛЕТ 20
- Этические проблемы в публичном управлении на современном этапе.
- Директору департамента, являющемуся органом исполнительной власти субъекта Федерации, на 50-летний юбилей представитель организации, по отношению к которой департамент выполняет отдельные функции государственного управления, дарит полный комплект домашнего кинотеатра. Нет ли в таком подарке конфликта интересов?
- Какие ценности необходимо рассматривать в качестве высшего критерия нравственности государственного и муниципального служащего?
БИЛЕТ 21
- Этические требования к государственным и муниципальным служащим: основные принципы и нормы.
- Сотрудница постоянно жалуется руководителю, что одна из ее коллег систематически унижает ее человеческое достоинство. При разборе жалоб выясняется, что под унижением она подразумевает высказанные ей претензии по поводу многочисленных и повторяющихся ошибок в работе. О степени корректности этих замечаний спорящие придерживаются противоположных мнений: жалующаяся утверждает, что их тон унизителен, а ее оппонентка, на- против, уверена, что они носят исключительно деловой и тактичный характер. Как должен вести себя руководитель в этой ситуации?
- В чем проявляется нравственный смысл правил поведения должностных лиц?
БИЛЕТ 22
- Коррупция как этическая проблема государственной и муниципальной службы.
- Молодой работник месяц работает в коллективе. В беседе с начальником наедине он говорит: «Не могу сказать почему, но я не чувствую себя полноправным членом коллектива. Все приятные люди, но они в каком-то тесном кружке, я ощущаю себя чужим среди них…». Как должен повести себя начальник?
- Назовите правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории.
БИЛЕТ 23
- Нравственно негативная роль бюрократизма.
- Начальник дает подчиненному задание, от которого тот отказывается, так как, по его словам, эта работа требует более высокого должностного уровня. Это уже не первый случай, и всякий раз работник добавляет, что он на своем должностном уровне работает уже несколько лет. Какими могут быть явно не высказанные мотивы работника? Как вести себя руководителю?
- В каких служебных ситуациях поведение служащих регулируется правилами этикета?
БИЛЕТ 24
- Моральная ответственность государственных и муниципальных служащих.
- Один из Ваших подчиненных скептически замечает: «Работаем по старинке, никакого внедрения инновационных кадровых технологий в системе управления персоналом государственной службы нет, их никто и не думает вводить». Так ли это?
- Какое значение в деятельности государственных и муниципальных служащих имеет соблюдение этические требование вежливости, тактичности, скромности и т.д.?
БИЛЕТ 25
- Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня государственных и муниципальных служащих.
- Назовите признаки государственного служащего. Кто из ниже перечисленных лиц не является таковым: Президент РФ, ректор ВУЗА, следователь прокуратуры, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, судебный пристав-исполнитель, Руководитель Секретариата председателя Конституционного Суда РФ, член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, судья федерального суда, губернатор области (края), полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, аудитор Счетной палаты, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ, доцент государственного университета, администратор областного суда, помощник председателя Конституционного Суда РФ, руководитель аппарата Счетной палаты?
- В чем состоит этическое значение политического компромисса?
БИЛЕТ 26
- Понятие конфликта интересов на государственной службе и механизмы его урегулирования.
- Дочь губернатора одной из областей, уволившись с работы инженера в одном из предприятий, была назначена на должность советника губернатора. После успешных выборов, в результате которых губернатор был переизбран на второй срок, дочь, как один из главных организаторов предвыборной компании получила ценный подарок от частных лиц. Кроме того, она приобрела 40 государственных краткосрочных облигаций, после выборов была назначена главным консультантом одного из общественных объединений, занимающихся подготовкой к выборам. Также была издана ее книга по организации и проведению предвыборных компаний, гонорар за которую ей выплачен иностранной организацией. Проанализируйте ситуацию с учетом законодательства о государственной службе.
- В чем особенности взаимоотношения политики и морали?
БИЛЕТ 27
- Служебная этика за рубежом: основные подходы и решения.
- Глава города получил анонимную жалобу на действия заведующего отделом социального обеспечения районной администрации и переслал ее главе соответствующей районной администрации. Правильно ли поступил глава города? Какими должны быть последующие действия главы районной администрации?
- Каковы основные положения этики политического конфликта?
БИЛЕТ 28
- Этический кодекс как один их механизмов этического регулирования публичного управления. Разработка этических кодексов.
- Губернатор одной из областей РФ издал постановление о запрещении исполнять на территории данной области некоторые Указы Президента РФ. Может ли Президент РФ привлечь губернатора к дисциплинарной ответственности и освободить от занимаемой должности? Какие принудительные меры может применять Президент РФ к губернаторам?
- Почему политика не может обойтись без морали?
БИЛЕТ 29
- Этические комиссии (комитеты) государственных органов власти и управления: цели, задачи, функции, полномочия.
- Профессиональная этика государственных служащих свидетельствует о том, что чиновник ежедневно решает не только социальные задачи, но и сталкивается с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, служащий должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания. Этика гос.службы как наука помогает понять наши действия и поступки, осмыслить их в категориях добра, справедливости и милосердия. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный. Понимание того, что правильное решение наболевших проблем населения — это не только показатель профессионализма служащего, но и облегчение проживания граждан в мегаполисе или сельском посёлке — “краеугольный камень” профессиональной врачебной этики. Принимая решение, с целью улучшения благосостояния граждан, специалист заботится не только о престиже собственного благополучия, но и о благополучии государства. Порассуждайте об основных принципах этического кодекса и основных категорий этики государственных и муниципальных служащих. Оцените этические факторы профессиональной этики служащего, с учётом того, что государственный служащий – служит – народу и государству.
- Как звучит «золотое правило этики»?
БИЛЕТ 30
- Нормативно-правовые основы служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих Российской Федерации.
- Женщину-специалиста подразделения государственного заказа вызвал к себе начальник отдела и попросил сделать так, чтобы на сайте администрации был размещён гос.заказ о приобретении жалюзи на окна. При этом начальник дал понять, что заказ должен выиграть организация, которую возглавляет бывший высокопоставленный чиновник. При размещении заказа начальник сказал, что некоторые буквы схожие с кириллицей следует печатать меняя регистры. За это специалист получит премию и повышенную материальную помощь к отпуску. Специалист согласилась, так как одна воспитывала 2-х детей, к тому же — сын оканчивал среднюю школу и поступал в институт, дочь – оканчивала высшее учебное заведение и готова была переехать в другой город, на эти нужды необходимы деньги. Какие моральные аргументы и принципы лежали в основе поведения служащей, забота о своих родных, корыстные принципы, или какие-либо другие факторы и условности. Опишите и оцените поведение женщины и специалиста.
- Кто считается основоположником этического знания?