Описание
Целью курсового проектирования является применение на практике знаний, полученных в процессе изучения курса «Базы данных», и формирование практических навыков создания баз данных, составляющих основу автоматизированных информационных систем.
По своей структуре курсовой проект представляет собой следующую совокупность разделов:
1. Титульный лист (см. Приложение)
2. Введение
3. Инфологическое проектирование
4. Определение требований к операционной обстановке, в которой будет функционировать база данных
5. Выбор системы управления базой данных (СУБД) и других инструментальных программных средств
6. Логическое проектирование БД
7. Физическое проектирование БД
8. Заключение
9. Список литературы
10. Приложения
Во введении необходимо обосновать актуальность темы курсового проектирования, указать объект и предмет исследования, поставить цель и определить задачи, описать методологическую базу проектирования.
В заключении необходимо сделать выводы, подвести итоги выполненной работы по проектированию базы данных.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
1. БД «Деканат».
Задача – информационная поддержка деятельности деканата вуза: ведение расписания сессии, хранение результатов сессии; составление зачётных и экзаменационных ведомостей; составление расписаний экзаменов по группам, кафедрам, для отдельных преподавателей; проверка корректности расписания экзаменов (уникальность комбинации «время – дата – аудитория»; между экзаменами в одной группе должно пройти не менее трёх дней); подсчёт по результатам зачётов и экзаменов итоговых значений (количество оценок ‘5’, ‘4’, ‘3’, ‘2’, количество неявок, средний балл по группе); получение списка экзаменов на текущую дату.
2. БД «Отдел кадров» (института).
Задача – информационная поддержка деятельности отдела кадров.
Различают три группы сотрудников: а) администрация; б) преподавательский и инженерно-технический состав (по кафедрам); в) технический персонал. БД должна содержать штатное расписание по отделам (кафедрам) с указанием количества ставок по должностям, включать архив сотрудников и учитывать сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
БД должна предоставлять возможность составления должностных (штатных) расписаний по кафедрам и отделам и следующих списков: вакансий (с учётом сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, т.е. с указанием даты, до которой ставка свободна); пенсионеров; людей предпенсионного возраста (не более 2-х лет до пенсии); бездетных сотрудников; юбиляров текущего года; многодетных сотрудников (трое и более детей); ветеранов (работающих в институте не менее тридцати лет); сотрудников, работающих более чем на одной ставке.
3. БД «Плановый отдел».
Задача – информационная поддержка деятельности планового отдела (выбрать конкретное производство).
БД должна осуществлять: ведение плановой документации по основному и вспомогательному производствам (план и факт); составление заказов на поставку сырья и комплектующих (в соответствии с планом выпуска продукции); составление планов работы вспомогательных производств для обеспечения потребностей основного производства; подсчёт энергозатрат; определение соответствия результатов работы плану (в процентах).
4. БД «Кафедра».
Задача – информационная поддержка учебного процесса и организационной деятельности на кафедре вуза. БД должна содержать учебный план, расписание занятий, списки групп, выпускаемых кафедрой, и списки аспирантов (с руководителями и темами исследований). БД должна обеспечивать составление: расписания занятий на семестр (по группам); учебного плана (по семестрам) для каждого курса; расписания занятий для преподавателей; списка телефонов сотрудников; нагрузки по часам для преподавателей; списка научных кадров по научным направлениям; списков студентов-дипломников (по группам и по преподавателям).
5. БД «Библиотека».
Задача – информационная поддержка деятельности научно-технической библиотеки.
БД должна включать два раздела: «Научная литература» и «Журнальные публикации». БД должна обеспечивать: ведение автоматизированного учёта выдачи/приёма литературы; ведение очередей на литературу (по заказам); учёт рейтинга изданий (количество читателей и дата последней выдачи); поиск литературы по требуемым разделу, теме, автору, ключевому слову (с заданием интересующего периода); составление списков должников по годам.
6. БД «Больница».
Задача – информационная поддержка деятельности регистратуры больницы. БД должна осуществлять: учёт поступления пациентов (по отделениям); учёт проведённого лечения; учёт платных услуг с выдачей счетов на оплату; ведение архива выписанных пациентов.
Необходимо предусмотреть определение (по отделениям): пропускной способности больницы; среднего времени пребывания больных в стационаре; наличия свободных мест в палатах (отдельно для мужчин и для женщин); количества прооперированных пациентов (из них – с осложнениями и умерших); смертности.
7. БД «Магазин» (выбрать конкретный профиль).
Задача – информационная поддержка деятельности магазина выбранного профиля. БД должна осуществлять: учёт поставщиков и поставок; учёт продаж по отделам; подсчёт остатков товаров (по отделам); оформление заказов на товары, запасы которых подходят к концу; подведение финансовых итогов дня (по отделам и в целом по магазину); анализ результативности работы продавцов (для премирования); анализ объёмов продаж по дням недели и по месяцам.
8. БД «Поликлиника».
Задача – информационная поддержка деятельности поликлиники. БД должна осуществлять: ведение медицинских карт пациентов; учёт рецептов, направлений на анализы, процедур; учёт платных услуг с выдачей счёта на оплату; ведение очередей на приём к специалистам по направлениям лечащих врачей.
Необходимо предусмотреть: определение посещаемости отдельных кабинетов (нагрузки врачей); подсчёт количества заболевших за день для определения наступления эпидемии.
9. БД адвоката.
Задача – информационная поддержка деятельности адвокатской конторы. БД должна осуществлять: ведение списка адвокатов; ведение списка клиентов; ведение архива законченных дел.
Необходимо предусмотреть: получение списка текущих клиентов для конкретного адвоката; определение эффективности защиты (максимальный срок минус полученный срок) с учётом оправданий, условных сроков и штрафов; определение неэффективности защиты (полученный срок минус минимальный срок); подсчёт суммы гонораров (по отдельных делам) в текущем году; получение для конкретного адвоката списка текущих клиентов, которых он защищал ранее (из архива, с указанием полученных сроков и статей).
10. БД по недвижимости.
Задача – информационная поддержка деятельности фирмы, занимающейся продажей и арендой жилых и нежилых помещений. БД должна: осуществлять ведение списков жилых и нежилых помещений, предназначенных для аренды и/или продажи; поддерживать архив проданных и сданных в аренду помещений; производить поиск вариантов в соответствии с требованиями клиента.
Необходимо предусмотреть получение разнообразной статистики: наличие помещений разных типов; изменение цен на рынке; уровни спроса и предложения; средние показатели (среднее время нахождения помещения в БД (по типам помещений), среднюю стоимость аренды/продажи помещений и т.п.
11. БД «Гостиница».
Задача – информационная поддержка деятельности гостиницы.
БД должна осуществлять: ведение списка постояльцев; учёт забронированных мест; ведение архива выбывших постояльцев за последний год.
Необходимо предусмотреть: получение списка свободных номеров (по количеству мест и классу); получение списка номеров (мест), освобождающихся сегодня и завтра; выдачу информации по конкретному номеру; автоматизацию выдачи счетов на оплату номера и услуг; получение списка забронированных номеров; проверку наличия брони по имени клиента и/или названию организации.
12. БД «Продажа билетов».
Задача – информационная поддержка деятельности транспортных касс (вы-брать вид транспорта). БД должна осуществлять: ведение списка рейсов и билетов на них с указанием класса; учёт забронированных мест; ведение архива пассажиров за последний месяц.
Необходимо предусмотреть: продажу билетов в оба конца; поиск места на рейс в соответствии с требованиями заказчика; получение списка свободных мест на рейс; выдачу информации по конкретному рейсу; получение списка проданных мест; проверку наличия брони по имени клиента и/или названию организации.
13. БД «Спортивный клуб».
Задача – информационная поддержка деятельности спортивного клуба. БД должна осуществлять: ведение списков спортсменов и тренеров; учёт проводимых соревнований (с ведением их архива); учёт травм, полученных спортсменами.
Необходимо предусмотреть: возможность перехода спортсмена от одного тренера к другому; составление рейтингов спортсменов; составление рейтингов тренеров; выдачу информации по соревнованиям; выдачу информации по конкретному спортсмену; подбор возможных кандидатур на участие в соревнованиях (соответствующего уровня мастерства, возраста и без травм).