Описание
Номер билета студент определяет в соответствии с заглавной буквой фамилии.
Вариант (определяется первой буквой фамилии) | |||||
Номер варианта | Первая буква фамилии | Номер варианта | Первая буква фамилии | Номер варианта | Первая буква фамилии |
1 | А | 11 | Й | 21 | У |
2 | Б | 12 | К | 22 | Ф |
3 | В | 13 | Л | 23 | Х |
4 | Г | 14 | М | 24 | Ц |
5 | Д | 15 | Н | 25 | Ч |
6 | Е | 16 | О | 26 | Ш |
7 | Ё | 17 | П | 27 | Щ |
8 | Ж | 18 | Р | 28 | Э |
9 | З | 19 | С | 29 | Ю |
10 | И | 20 | Т | 30 | Я |
Оценка «отлично». Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых понятий (при необходимости) курса. Соблюдаются литературно-языковые нормы.
Оценка «хорошо». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются литературно-языковые нормы.
Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, с трудом решаются конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения литературно-языковых норм.
Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Ответы на дополнительные вопросы отсутствуют. Имеются заметные нарушения литературно-языковых норм.
Ответы на вопросы/задания в билете оформляются на одной стороне листа белой односторонней бумаги (формата А4) в текстовой редакторе Word шрифт «14 Times New Roman» с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста – по ширине страницы с включенным режимом переноса. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с отступом от начала строки равным 12 мм (первая стандартная позиция табулятора). Объем ответа минимум 1 страница на вопрос/задание (исключение задание №3 билета).
БИЛЕТ 1
- История как наука. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины
- Согласно летописи, новгородцы пригласили княжить на Руси трех братьев-варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Это заложило основу так называемой «норманнской теории». Ваше отношение к спорам между «норманнистами» и «антинорманнистами»?
- О ком идет речь? Установите личность исторического деятеля: «он одновременно был другом опального декабриста М.Ф. Орлова и доверенным лицом императора Николая I; его называли «келейным реформатором»; Николай I называл его своим «начальником штаба по крестьянской части»; он был творцом реформы, превратившей государственных крестьян в юридически свободных землевладельцев».
БИЛЕТ 2
- История России – неотъемлемая часть всемирной истории
- Русско-японская война (1904-1905 гг.) окончилась поражением России. Явилось ли это причиной первой русской революции 1905-1907 гг.? А если бы Россия победила в войне?
- О ком идет речь? Установите личность исторического деятеля: «…она осталась единственной женщиной в русской истории, которая занимала посты директора и президента-двух главных научных учреждений страны в течение 11 лет; она была активной участницей одного государственного переворота; более 10 лет она провела за границей, где встречалась с А. Смитом, Вольтером, Д. Дидро; по ее инициативе был выпущен толковый словарь русского языка и первое издание сочинений М.В. Ломоносова; она была журналистом, драматургом, композитором и музыкантом, издателем периодической литературы, комментатором произведений французских мыслителей; сын подруги отправил ее в ссылку; воспитанная в роскоши и расточительстве, в 20 лет она была вынуждена отказывать себе во всем, кроме «простой одежды», чтобы расплатиться с долгами покойного мужа…»
БИЛЕТ 3
- Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций
- При Иване III в 1497 г. был принят первый общероссийский («великокняжеский») Судебник, распространявший юрисдикцию великого князя на всю территорию государства. Дайте характеристику преступлений и наказаний по Судебнику 1497 г.
- О ком идет речь? Установите личность исторического деятеля: «…он родился на берегах Камы в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть Дон, однако ему удалось вернуться в донские земли; его имя упоминается в «Дневнике» польского короля Стефана Батория; предание рассказывает, что один из уральских шаманов предсказал ему смерть от двухголовой птицы; Н.М. Карамзин назвал его «правителем мудрым, кротким, справедливым»; завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого прежде не раз обнажал свою саблю; его имя прославлено знаменитой песней, стихи к которой написал К.Ф. Рылеев; он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него стальным панцирем с изображением двуглавого орла…»
БИЛЕТ 4
- Древние восточные цивилизации
- Хан Батый налагал дань на русские города и земли лишь после их захвата, и это вполне естественно. Новгород монголами разорен и захвачен не был. Однако дань новгородцы Золотой Орде платили. Почему?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…уже современники называли его «великим старцем», «мужем силы духовной»; он стал идеологом религиозного движения, которое возникло после церковного собора 1503 года, расколовшего русскую церковь на две враждующие группировки. На этом соборе он предложил отобрать у монастырей все недвижимое имущество; в основе его учения лежал принцип «рукоделиа» (физического труда), аскетизм внешней жизни церкви, золото и серебро он считал «ловитвой диавола, бесовским нассеяньем»; в одной из заволжских пустынь он основал новый монастырь; его нелюбовь к роскоши была так велика, что когда Иван III хотел поставить в его пустыне каменную церковь, он велел построить простую деревянную…»
БИЛЕТ 5
- Западный тип цивилизации: Древняя Греция, Древний Рим
- Летом 1480 г. золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу. Ни Ахмат, ни Иван III так и не рискнули начать генеральное сражение — на том и разошлись. Так есть ли основание считать, будто это «стояние на Угре» ознаменовало собой свержение ордынского ига?»
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…его именем названы общества, университет, институты, съезды ученых; он был профессором Дерптского университета, членом-корреспондентом Российской Академии наук; он участвовал в обороне Севастополя, франко-прусской войне 1870 – 1871 годов, русско-турецкой войне 1878 – 1878 годов; он стал основоположником военно-полевой хирургии; первым в мире он применил наркоз в полевых условиях; он стремился создать в стране всеобщее начальное обучение и был организатором нескольких воскресных народных школ в Киеве…»
БИЛЕТ 6
- Средневековье как этап всемирной истории
- Петр I умер в 1725 г. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять либо его дочь Елизавета, либо внук — сын Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала жена Петра I — Екатерина I. Почему?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…он был правнуком Владимира Мономаха; его отец получил прозвище «Храброго»; он был одним из наиболее популярных князей в Новгороде; помимо Новгорода, он управлял Трипольем, Торопцом, Галичем, в 1215 году завоевал Киев, но вместо себя посадил править другого князя; проводя свою жизнь практически в беспрерывных военных походах, он подчинил Новгороду всю чудскую землю; он был одним из главных действующих лиц в междоусобной борьбе сыновей Всеволода Большое Гнездо за Владимирский престол, помогая старшему брату; он состоял в родстве с половецким ханом Котяном; он был одним из тех первых русских князей, кому пришлось узнать ужас поражения от монголо-татар…»
БИЛЕТ 7
- Восточные славяне в VI—IX веках: общественное устройство, занятия, верования. Возникновение Древнерусского государства
- Почему Святослав, оставив стольный Киев, «хочет жить в Переяславце на Дунае»? Чем его не устраивал Киев?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…он окончил Киево-Могилянскую академию и принял монашество; он был учителем царя Федора Алексеевича и царевны Софьи; по своему мировоззрению и деятельности он был прежде всего просветителем: преподавал в школе, основал в Кремле типографию, откуда вышло немало книг по истории, географии, богословию, естествознанию и другим наукам; его перу принадлежат стихи на русском, польском, белорусском и украинском языках; его трактат «Жезл правления» был направлен против всесильного тогда патриарха Никона и против вождей раскола…»
БИЛЕТ 8
- Удельная Русь в XII—XIII вв.: причины формирования, характеристика основных политических центров и последствия раздробленности
- Решение о создании второго фронта было принято в результате встречи Г. Гопкинса (советник и помощник президента США Ф. Рузвельта) и Д. Маршалла (начальник штаба армии США) с У. Черчиллем в Лондоне в апреле 1942 г. Но в этом году второй фронт так и не был открыт. В конечном итоге второй фронт был открыт 6 июля 1944 г. Почему обещанный Советскому Союзу противодействующий Гитлеру фронт союзников с западной стороны был открыт лишь через два года после установленных сроков?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…В 16 лет стал новгородским князем, в 20 лет – победил шведов, в 22 года – одержал победу на льду Чудского озера. Выдающийся полководец, умный политик, тонкий дипломат. При дворе отца творили незаурядные писатели, в том числе Даниил Заточник – автор «Моления», сборника горьких и едких афоризмов…»
БИЛЕТ 9
- Объединение русских земель и образование единого Российского государства (XIV—начало XVI вв.)
- Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату события, о котором идет речь.
«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошел в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр 1!» дали ему знать, что все кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:
— Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!
— Ваше Величество, — отвечал Пален, — последующие страницы заставят позабыть эту первую страницу.
— Но поймите же, воскликнул Александр, — в народе станут говорить, что я убийца отца!»
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…Видный государственный деятель, проявивший незаурядные военные и дипломатические способности. В 1462 г. стал московским князем. В его лице Русь обрела выдающегося государственного деятеля, превосходящего большинство своих предшественников. Хладнокровный, выдержанный, не поддавался эмоциям умел терпеливо ждать своего часа. Если было нужно, он шел на уступки, отступал, и оказывалось, что своего добивался именно он, а не его противник…»
БИЛЕТ 10
- Россия в XVI столетии: социально-экономическое развитие, реформы 50-х гг. Опричнина и основные направления внешней политики
- Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны. Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь в 862-879 гг. и родоначальник княжеской династии. По русским летописным преданиям, был конунгом — предводителем варяжской дружины, призванный «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде».
БИЛЕТ 11
- Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация.
- Каковы последствия золотоордынского ига для русских земель? – Сравните мнения историков о роли ига в нашей отечественной истории и определите свое отношение к ним. Какими средствами московские князья добились своего возвышения? Оцените политику Ивана Калиты с точки зрения морали и исторического прогресса.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…князь, политический и военный деятель времен Ивана Грозного, публицист XVI в. В 1540-1550-х гг. был одним из самых близких людей Ивана IV Грозного, занимал высшие административные и военные должности, входил в Избранную раду, участвовал в Казанских походах (1545-1552 гг.). Польский король ему пожаловал несколько имений в Литве и на Волыни, включил в число членов королевской рады. В 1560-1570-е гг. он направил Ивану IV три послания, которые вместе с двумя ответами царя составили известную переписку — уникальный литературный памятник XVI в.»
БИЛЕТ 12
- Характерные черты развития основных стран Востока в 15-17 вв.
- На основании «Домостроя» охарактеризуйте быт русских людей XVI века
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…русский религиозный деятель XVII в., протопоп, идеолог раскола в Русской православной церкви. Сын сельского священника. В 1646-1647 гг., находясь в Москве, он был связан с «кружком ревнителей благочестия»; резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 г. с семьей был сослан в Тобольск».
БИЛЕТ 13
- Россия в XVII веке: экономическое и политическое развитие
- Проанализируйте составы первого и второго народных ополчений в период Смуты. Какие обстоятельства стали решающим фактором развала первого и успеха второго ополчений?
- Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь: «Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»
БИЛЕТ 14
- Россия в первой четверти XVIII века. Экономические и административные преобразования Петра I
- Изложите свое аргументированное мнение о том, почему практически все слои русского народа первоначально поддержали самозванцев и их политических сторонников, а затем участвовали в борьбе против них и изгнании интервентов из страны. Какие исторические уроки можно извлечь из событий начала XVII века?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…российский государственный деятель конца XVII — первой трети XVIII вв., фаворит и сподвижник Петра I, при Екатерине I фактический правитель государства; … обладал острым умом и крепкой памятью, проявил себя талантливым администратором и храбрым военным. Его карьера началась со вступления в петровскую потешную роту, а вскоре он стал денщиком царя; участвовал в Азовских походах. В 1697-1698 гг. принимал участие в Великом посольстве, в 1702 г. отличился при взятии Нотебурга (Шлиссельбурга) и был назначен комендантом крепости с поручением создать в Карелии металлургические заводы и найти место для основания корабельной верфи на Балтике…»
БИЛЕТ 15
- Внешняя политика России в конце XVII—первой четверти XVIII вв.
- Изложите свое аргументированное мнение о том, почему произошел раскол русского общества после церковной реформы патриарха Никона, можно было бы его избежать, какие существуют последствия раскола на современном этапе.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…российский государственный деятель, курляндский герцог, фаворит Анны Иоанновны, пользовался неограниченным доверием императрицы и влиянием на внутренние и внешние дела России во время ее правления; происходил из немецкого рода небогатых и незнатных курляндских дворян; учился в Кёнигсбергском университете, но не окончил его; сыграл решающую роль при вынесении смертного приговора А. П. Волынскому, хотя некоторое время и поддерживал его против А. И. Остермана…»
БИЛЕТ 16
- Российская Империя в 1725—1762 гг.: дворцовые перевороты, политическое и экономическое развитие.
- «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века». Выскажите свое аргументированное мнение о том, почему реформы оказали противоречивое влияние на последующее развитие страны, какие преобразования Вы предложили бы провести Александру II, какие реформаторские идеи 1860-х – 1870-х гг. рекомендовали бы использовать современным политикам.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…первый русский ученый-естествоиспытатель XVIII в. мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя; является основателем первого университета в России…»
БИЛЕТ 17
- Семилетняя война и внешняя политика России во второй половине XVIII века
- Изложите свое аргументированное мнение о том, почему в России стала возможна Гражданская война; какие меры Вы предложили бы по недопущению братоубийственной войны в стране.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…государственный и военный деятель, в 1808-1810 гг. военный министр, провел реорганизацию артиллерии; в 1815-1825 гг. наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений…»
БИЛЕТ 18
- Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVIII столетия. Реформы Екатерины II
- Изложите свое аргументированное мнение о том, почему стало возможным появление культа личности Сталина в СССР
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…русский полководец второй половины XVIII в., генералиссимус. Родился в семье дворянина, его отец был генералом русской армии…; обладая сравнительно слабым здоровьем, он постоянно закалял себя физически. Боевое крещение получил во время Семилетней войны, затем принял участие в боевых действиях против пруссаков в период 1758-1761 гг., в частности, в кровопролитном сражении при Кунерсдорфе в 1759 г. В 1770 г. стал генерал-майором, участвовал в войне с турками 1768-1774 гг. В 1789 г. русско-австрийские войска под его началом нанесли сокрушительное поражение туркам под Фокшани, а потом на реке Рымник. Но особенно яркой его победой стал стремительный штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 г…»
БИЛЕТ 19
- Внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX века
- Изложите свое аргументированное мнение о том, какую роль сыграл Советский Союз в уничтожении «коричневой чумы XX века», какие исторические уроки можно извлечь из проводившейся мировыми державами политики умиротворения гитлеровской Германии.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…российский полководец, военный министр (1810-1812 гг.). В Отечественную войну 1812 г. командовал 1-й армией, в июле-августе фактически командовал всеми действовавшими русскими армиями. В 1813-1814 гг. — главнокомандующий русско-прусской армией в Заграничных походах…»
БИЛЕТ 20
- Внешняя политика России в начале XIX века. Отечественная война 1812 г.
- Изложите свое аргументированное мнение о том, почему в 1953 – 1964 гг. демократизация жизни советского общества имела ограниченный характер.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…полководец, участник Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова, войн с Францией, Швецией, Турцией; в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий Второй армией, был смертельно ранен в Бородинском сражении…»
БИЛЕТ 21
- Российская внешняя политика во второй четверти XIX столетия. Крымская война
- Изложите свое аргументированное мнение о том, являлся ли период 1964 – 1984 гг. временем «застоя» или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества; происходил из старинного дворянского рода, родился в семье помещика; с 1835 г. стал участником кружка Н. В. Станкевича, где играл видную роль, познакомился с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым; интересовался трудами Канта и Фихте, а также философией Гегеля…»
БИЛЕТ 22
- Отмена крепостного права и реформы 1860-х—1870-х гг.
- Дайте оценку действий советского руководства в связи с событиями в Чехословакии в 1968 г.
- О ком идет речь? Установите историческую личность: «…русский государственный деятель, министр путей сообщений, министр финансов в 1892-1903 гг., председатель Кабинета министров в 1903-1905 гг., Совета министров в 1905-1906 гг. Около двадцати лет работал в частных железнодорожных обществах, что способствовало его формированию как финансиста и государственного чиновника; по его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (1894 г.); увеличены темпы и масштабы железнодорожного строительства, в том числе сооружена Сибирская железнодорожная магистраль; осуществлена денежная реформа (1897 г.), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото…»
БИЛЕТ 23
- Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX веке
- Охарактеризуйте жизнь и занятия первобытных людей.
- Прочитайте отрывок из документа «О целях войны» (написан в 1914 г.) и ответьте на вопросы.
«…Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях с удобными гаванями, которые можно защитить, в колониях, снабжающих нас сырьем и способных стать рынками для сбыта, в колониях, способных жить своей собственной экономикой и отличающихся по сравнению с английской колониальной империей сплоченностью и свободой передвижения… Нам нужна на западе граница, которая дала бы нам по возможности ключ к Франции. Нам могут пригодиться районы угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. С военной точки зрения желательно улучшить восточно-прусскую границу. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света финансовую деятельность во вред нам».
1) Цели какого государства изложены в документе? На основании чего это можно определить?
2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, в чем выражались приготовления к войне, о которой идет речь.
БИЛЕТ 24
- Охарактеризуйте основные особенности древних государств Китая и Индии?
- Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе
- Какие основные методологические подходы к изучению Новой истории Вызнаете? Какие из них, на Ваш взгляд, кажутся более привлекательными?
БИЛЕТ 25
- Российский государственный строй и политические партии в начале ХХ столетия
- Что представляла собой древнегреческая община – полис?
- Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения?
БИЛЕТ 26
- Социально-экономическое развитие Российской Империи в 1900—1916 гг.
- Сравните устройство крупных полисов Древней Греции – Афин и Спарты.
- Представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия — к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.
БИЛЕТ 27
- Революция 1905—1907 гг.: причины, ход, итоги
- В чем состоит уникальность культуры Древней Греции?
- Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития обществ?
БИЛЕТ 28
- Участие России в Первой мировой войне
- Охарактеризуйте процесс зарождения республики в Риме.
- Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Почему в обществе велась борьба против абсолютизма?
БИЛЕТ 29
- Февральская революция 1917 г. и формирование новых органов власти
- Дайте характеристику средневекового Франкского государства
- Какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества
БИЛЕТ 30
- Россия в марте—сентябре 1917 г.: экономическое и политическое развитие. Кризисы Временного правительства. Выступление Корнилова
- Что представляла собой культура в Средневековье?
- Какие изменения в составе населения, происходящие в XVI—XVII вв., говорят о разрушении традиционного общества.
БИЛЕТ 31
- Октябрьская революция 1917 г. и первые декреты новой власти
- В чем заключалась суть крестовых походов?
- Известному историку культуры М. В. Алпатову принадлежит высказывание: «Античность, этот забытый мир, вновь является Возрождению, как древняя сказочная птица феникс». Прокомментируйте цитату. Как вы понимаете слова «забытый мир»?
БИЛЕТ 32
- Учредительное собрание и выход России из мировой войны
- Охарактеризуйте движущие силы эпохи Великих географических открытий
- Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире и человеке сохранились до настоящего времени.
БИЛЕТ 33
- К чему привела реформация в Германии?
- Почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не в XIV и не в XV в. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения?
- В чем заключалась гуманистическая философия эпохи Возрождения?
БИЛЕТ 34
- Гражданская война и иностранная интервенция
- В чем заключалась гуманистическая философия эпохи Возрождения?
- Почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не в XIV и не в XV в. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения?
БИЛЕТ 35
- Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-е—1930-е гг. Идейно-политическая борьба в коммунистической партии. Тоталитаризм
- Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии?
- Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точку зрения.
БИЛЕТ 36
- Внешняя политика СССР в 1920-е—1930-е гг.
- Каковы были итоги борьбы за независимость британских колоний? Как образовались Соединенные Штаты Америки?
- Существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистовXV—XVI вв. и просветителей XVIII в. Если существует, то укажите ее.
БИЛЕТ 37
- Новая экономическая политика
- Охарактеризуйте пути объединения Германии в 19 веке.
- Почему республиканские настроения в английских колониях Северной Америки были значительно сильнее, чем в самой Англии. Свою точку зрения аргументируйте.
БИЛЕТ 38
- Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства в СССР
- Почему Индию называли «жемчужиной» Британской империи?
- Почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня?
БИЛЕТ 39
- Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения Красной Армии в 1941 г. Московская битва
- Какие события послужили причиной Первой мировой войны?
- Римский философ Цицерон утверждал: «Первая задача истории –воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Какие принципы современной исторической науки отражены в данном высказывании?
БИЛЕТ 40
- Боевые действия на советско-германском фронте весной—летом 1942 г. Сталинградская битва
- Охарактеризуйте фашизм в Италии, Германии. Почему в этих странах стал возможен приход фашистов к власти?
- Британский писатель, публицист, историк и философ Томас Карлейль писал: «История мира – это биография великих людей». Прав ли он?
БИЛЕТ 41
- Боевые действия на советско-германском фронте зимой—весной 1943 г. Курская битва
- Почему Япония в Новое время оставалась «закрытой» страной и как произошло ее «открытие»?
- Сравните точку зрения В. И. Ленина, который считал, что отработочная система – пережиток средневековья, переходная форма хозяйства, которая неминуемо приведет к капитализму, и взгляды П. Струве, видевшего даже в дореформенном барщинном хозяйстве капитализм. Почему оценка характера помещичьего землевладения является важной?
БИЛЕТ 42
- Наступление Красной Армии в 1944 г. Разгром фашистской Германии и ее союзников
- Что представлял собой «новый курс» Рузвельта?
- Раскройте смысл высказывания: «1861 год породил 1905».
БИЛЕТ 43
- СССР в 1946—1953 гг.: экономическое, социально-политическое развитие. Идеологический контроль над духовной сферой общества
- Как складывались международные отношения накануне Второй мировой войны?
- «…Не будь войны,– писал В. И. Ленин в мае 1917 г., – Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это объективно не возможно. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью…». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ аргументируйте.
БИЛЕТ 44
- Внешняя политика СССР в 1946—64 гг. «Холодная война»
- Какие события можно считать переломом во Второй мировой войне?
- Была ли необходимость у руководства СССР пойти на сближение с гитлеровской Германией в 1939 году и выиграл ли от этого Советский Союз?
БИЛЕТ 45
- Общественно-политическое и экономическое развитие СССР в 1953—1964 гг. Хрущевская «оттепель»
- Почему союзники «затягивали» с открытием второго фронта?
- Осенью 1941 года гитлеровское руководство бросило все свои основные силы на взятие столицы Советского Союза Москвы. С 1942 года вместо завершения своей ставшей неудачной операции по захвату Москвы гитлеровское командование начало активные наступательные операции на Юге, которые закончились для Германии поражением в знаменитой Сталинградской битве, ставшей коренным поворотом всей Второй мировой войны. Как вы думаете, с чем связано изменение планов стратегического наступления гитлеровцев не на Москву, а на Юге нашей страны?
БИЛЕТ 46
- Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 1960-х—середине 1980-х гг.
- Как вы оцениваете вклад открытого летом 1944 года «второго фронта» в Европе в разгром фашизма?
- Как началась холодная война? Что понимают под «холодной войной»
БИЛЕТ 47
- Эволюция внешней политики СССР во второй половине 1960-х—начале 1990-х гг.
- В исторической и особенно публицистической литературе встречается точка зрения, что приказ No 227 И. В. Сталина является крайне жёстким, даже жестоким по отношению к воинам РККА. Разделяете ли вы такую точку зрения и если да, то чем её обосновываете?
- Почему произошел раскол Германии после окончания Второй мировой войны?
БИЛЕТ 48
- СССР в 1985—1991 гг.: Общественно-политическая жизнь страны и новые явления в социально-экономическом развитии. Перестройка
- Что послужило причиной объединения Германии?
- Что представляет собой теория трѐх эшелонов капиталистического развития? Приведите примеры стран первого, второго и третьего эшелонов.
БИЛЕТ 49
- Россия в 1991—2000 гг.: социально-экономическое и политическое развитие при Б.Н. Ельцине. Россия в 2000—2008 гг.: основные преобразования В.В. Путина
- Какие интеграционные процессы происходили в Европе во торой половине ХХ в.?
- Подтвердите или опровергните точку зрения немецкого историка В. Дайеста: «Я считаю, что Версальский договор был чрезвычайно жестоким в отношении Германии. И эта жестокость не соответствовала интересам самих держав-победительниц. В Версальском договоре слишком заметно стремление унизить побеждённых, что в свою очередь провоцировало новую вражду».
БИЛЕТ 50
- Россия в 2009-2018 гг. Россия в новой системе геополитических координат
- Охарактеризуйте геополитические последствия распада СССР
- Прочитайте фрагмент речи, прозвучавшей на Нюрнбергском трибунале, и ответьте на вопрос. В 1923 г. хватило бы семи полицейских, дабы разделаться с гитлеровским маскарадом в Мюнхене. Через десять лет с этим справились бы семьсот хорошо вооружённых солдат рейхсвера. Но прошло чуть более двадцати лет после мюнхенского путча и потребовалось пожертвовать 70 млн. людей из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером. Почему фашисты не были остановлены на пути к власти?